Za Победу

101 рік тому Київ став частиною єдиної та неподільної Росії

31 серпня 2020
101 рік тому Київ став частиною єдиної та неподільної Росії

Сто один год назад, 31 августа 1919 года, части Добровольческой армии взяли Киев. Причем в этом случае они были не освободителями, как в Харькове, не завоевателями, как в Полтаве, а одними из нескольких возможных соискателей на право владеть Матерью городов русских. 

Вольные условия для украинцев

Как и положено соискателям, белые заранее опубликовали программный документ — обращение Главнокомандующего вооруженными силами на юге России генерала Деникина к киевлянам.
В нем главной целью ставилось восстановления единства России: «К древнему Киеву, «матери городов русских», приближаются полки в неудержимом стремлении вернуть русскому народу утраченное им единство. То единство, без которого великий русский народ, обессиленный и раздробленный, теряя молодые поколения в братоубийственных междоусобиях, не в силах был отстоять свою независимость. То единство, без которого немыслима полная и правильная хозяйственная жизнь, когда север и юг, восток и запад обширной державы в свободном обмене несут друг другу все, чем богат каждый край, каждая область. То единство, без которого не создалась бы мощная русская речь, в равной доле сотканная вековыми усилиями Киева, Москвы и Петрограда».
При этом, в отличие от русофобской политики современных украинских властей, Антон Иванович Деникин был готов дать послабления малороссам: «Однако же, от изменнического движения, направленного к разделу России, необходимо совершенно отличать деятельность, внушенную любовью к родному краю, к его особенностям, к его местной старине и его местному народному языку.  В виду сего, в основу устроения областей Юга России и будет положено начало самоуправления и децентрализации при непременном уважении к жизненным особенностям местного быта. Объявляя государственным языком на всем пространстве России язык русский, считаю совершенно недопустимым и запрещаю преследование малорусского народного языка».
Для освобождения Киева в конце июля была выделена группа войск под командованием генерал-лейтенанта Николая Бредова.

Два флага

Другой соискатель Киева — Симон Петлюра — свою программу не публиковал.  Он уже хозяйничал в городе на Днепре, и местные обыватели прекрасно знали, чего от него ждать. Петлюровцы назначили Россию своим главным врагом, независимо от того, будет она «красной» или «белой».
Большевики, которые находились в городе, решили оставить Киев. Еще до 30 августа с юга и запада в город вошло украинское войско. С левого берега Днепра к городу приближались войска группы генерала Бредова. 30 августа передовые разъезды и патрули добровольцев, пройдя по не тронутым красными и не охраняемым украинцами мостам, появились на улицах Киева.
Около полудня 31 августа украинские части расположились на Думской площади возле Киевской городской думы, на балконе которой водрузили жовто-блакытный флаг. Как вспоминал очевидец событий писатель Константин Паустовский, «Флаг на этом балконе был своего рода заявочным столбом. Его вывешивала каждая новая власть…». Украинские части под командованием генерала Антона Кравса готовились провести парад.
Около двух часов дня добровольцы также вышли к Городской думе. Командир эскадрона добровольцев, представившись генералу, попросил разрешения его подразделению принять участие в параде и установить рядом с украинским стягом, уже вывешенным на Думе, русский трехцветный флаг. На обе просьбы Кравс дал согласие. Подъём русского флага вызвал взрыв энтузиазма у многотысячной толпы киевлян, заполнивших Думскую площадь и Крещатик. 
В этот момент по площади торжественно проходила воинская часть из Запорожского корпуса полковника Владимира Сальского, назначенного Кравсом комендантом Киева. Увидев на Думе российский триколор, он отдал приказ сорвать его. Один из его солдат поднялся на балкон, сорвал российский флаг и бросил его на землю в пыль под копыта коней.
От этой выходки петлюровцев толпа на площади пришла в бешенство. Поднялась стрельба. Добровольцы дали залп в воздух. В украинцев стреляли и кидали гранаты из толпы. Галичане растерялись, в их рядах началась паника, были убитые и раненые, украинцы же бежали с Думской площади.

Часть единой и неделимой

По всему Киеву добровольцы начали разоружать и брать в плен украинские части. Те же части, которые не поддались панике, сконцентрировались в районе железнодорожного вокзала, в котором расположился штаб галичан. «Два казачьих полка вдруг обрушились лавой с крутых Печерских гор на ничего не подозревавших петлюровцев. Казачьи полки неслись карьером с опущенными пиками, гикая, стреляя в воздух и сверкая обнаженными шашками. Никакие нервы не могли выдержать этой дикой и внезапной атаки. Петлюровцы бежали без единого выстрела, бросив пушки и оружие. И те же «щирые» старики, что утром умильно возглашали «слава!», сейчас кричали с балконов и тротуаров, потрясая от бешенства кулаками, «ганьба!»», — вспоминал Константин Паустовский.
Позже генерал Кравс явился на переговоры в штаб Бредова. Бредов прежде всего заявил Кравсу что «Киев, мать городов русских, никогда не был украинским и не будет» и что никаких переговоров с делегацией армии УНР быть не может: «…пусть не приезжают, будут арестованы и расстреляны как изменники и бандиты». Бредов потребовал от Кравса немедленно и без всяких условий вывести все украинские войска из Киева. Кравс подписал приказ об отводе своих сил на один дневной переход на запад; украинские войска обязались не предпринимать никаких враждебных действий против добровольцев.
На утро 1 сентября 1919 года в Киеве был расклеен приказ генерала Бредова: «…отныне и навсегда Киев возвращается в состав единой и неделимой России».

Позиція редакції може бути оголошена тільки головним редактором. Думка авторів та запрошених гостей може відрізнятись від позиції нашої редакції.
700 Переглядів
3 Коментаря
Коментарі (3)
Залишити коментар
Iм'я
Коментар
Захисний код
Оновити
Анастасия
31.08.2020

Может в будущем снова так будет?)

Артем
31.08.2020

У националистов это наследственное портить флаги РФ....

Лера
31.08.2020

Часть неделимого звучит гордо, а то, что есть сейчас гордости не вызывает!